Главная - Психологическое образование - Повышение квалификации - Программа повышения квалификации //«ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»

Программа повышения квалификации
«ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОМАТИЧЕСКИАЯ ТЕРАПИЯ ТРАВМЫ

 

Часть 1 (модули первого года обучения). Работа с шоковыми травмами (острым и посттравматическим стрессовым расстройством).

 

1. Психическая травма: система понятий и подходы. Профилактика профессионального выгорания. Терапевтическая позиция.

Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению посттравматического стрессового расстройства. Травмы развития и шоковые травмы. Теоретические основы и принципы практической работы в соматической терапии травмы. Формирование терапевтической позиции и метанавыков работы.

Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Феноменология посттравматического стресса. Диагностические критерии ПТСР в МКБ -10 и DSM-1Y. Типы травматических ситуаций и их характеристики. Теоретические модели посттравматического стресса: психодинамические взгляды на психическую травму, когнитивные концепции психической травмы, концепция психической травмы П.Левина. Механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травмы. Связь шоковой травмы и травмы развития. Принципы практической работы в соматической терапии травмы.

Профилактика профессионального выгорания при работе с психической травмой. Метанавыки работы психолога, терапевтическая позиция (осознанность, ученичество, уважение ко всем частям, диалогическая позиция). Работа с контрпереносом.

 2. Работа с психической травмой — этап стабилизации.

Работа с ресурсами, опорами, границами. Использование ресурсов целостной личности. Внутренние и внешние ресурсы. Работа на присвоение ресурсов по системе целостного опыта SIBAM. Психоэдукация на этапе стабилизации. Техники доступа к ресурсному состоянию при работе с клиентами, а также с целью самоподдержки и профилактики профессионального выгорания для людей с различными типами сенсорной организации. Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами, дыханием.

 3. Теоретические основы, принципы и техники практической работы с ПТСР.

Основные понятия и базовые техники работы процессуально-соматического подхода. 

 Внутренние фигуры и динамика ролей в работе с шоковой травмой. Особенности работы, особенности переноса и контрпереноса. Формирование речи терапевта в работе с шоковой травмой.

Метод соматического переживания. Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне).

Работа с целостным опытом клиента. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning). Здоровое состояние системы SIBAM и особенности системы SIBAM при психической травме. Понятие травматического сцепления. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами.

Работа с телесными ощущениями и телесными паттернами: классификация ощущений, способы работы с телесными ощущениями и телесными паттернами реагирования, выявления их ресурсов, возвращение контроля и произвольного управления, доступ к процессу саморегуляции, трансформация. Телесная организация как отражение внутренних конфликтов.

Работа с поведением/движением: классификация движений, работа с интенциональными движениями, процессуально-ориентированные техники работы с движением и их особенности при работе с шоковой травмой; работа с незавершенными реакциями мобилизации (бей/беги) и иммобилизации (замирания). Этика и безопасность работы с применением телесного контакта.

Работа с образами: работа с диссоциацией, с ресурсными образами и фигурами, соединение образного ряда с телесными ощущениями и остальными элементами SIBAM. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами системы SIBAM.

Работа с чувствами: от подавления и отреагирования — к контейнированию и выражению, техники шкалирования, способы транформации гнева в силу.

Работа со смыслами: выявление ограничивающих систем убеждений, появившихся в результате травматизации, присущих им ресурсов и ограничений; способы трансформации ограничивающих убеждений, формирование новых смыслов, происходящих из нового опыта; работа с целостным опытом — «телесно ощущаемые смыслы».

Работа с пиковыми переживаниями и надличностными трансперсональными состояниями. Интеграция опыта в повседневную жизнь. Экзистенциальные состояния и смыслы при разрешении травмы.

Работа с травматическими циклами. Директивность и процессуальность. Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей, контекстом, перспективой. Признаки телесной разрядки и завершения травмы. Трансформация травмы, восстановление целостности и способности к саморегуляции.

Отработка технических навыков практической работы.

 

Часть 2 (модули второго года обучения). Теоретические основы, принципы и техники практической работы с травмами развития.

 

1. Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка в различные возрастные периоды. Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга. Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера по методу Готфрида Фишера.  Принципы и техники процессуально-соматического подхода в работе с различными травмами развития.

Различные подходы к работе с травмами развития (психоаналитический, психотравматология Готфрида Фишера, бодинамический, системный семейный, процессуально-ориентированный). Описание бодинамической модели структур характеров (структуры существования, потребностей, автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности/представления своих интересов) и соответствующая возрастная периодизация. Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга.

Терапевтическая работа с травматичным опытом, относящимся к различным травмам развития. Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психотравматологии Гтфрида Фишера. Работа с ресурсами и ограничениями характерологических защит при различных травмах развития. Работа с детской и взрослой частью: дифференциация и интеграция. Работа с первичным и вторичным процессом и системой ограничивающих убеждений в различных структурах характеров.

Работа с внутренними фигурами с использованием ресурсных техник процессуально — ориентированного подхода и бодимайнд гештальт подхода. Телесная организация как отражение внутреннего конфликта, способы работы с фигурами, проявленными в теле.

Работа с недостающим опытом. Определение характерного паттерна поведения, недостающего опыта, ограничивающих жизненных установок в ходе процессуального эксперимента. Формирование идеальных родительских/терапевтических посланий в работе с недостающим опытом. Формирование и закрепление новых способов поведения, интеграция нового опыта через целостную работу с целостным опытом: телесными ощущениями, чувствами, образами, поведением/движением, смыслами.

 2. Работа с эмоциональными травмами. Процессуально-ориентированный подход.

Эмоциональные травмы, вызванные встречей со смертью, физической немощью, сложными отношениями. Паттерны поведения и причины их возникновения в травмирующих отношениях. Треугольник Карпмана (жертва, преследователь, спасатель) с точки зрения внутренних фигур: дифференциация, трансформация, интеграция фигур внутреннего театра. Работа с горем и утратой через возвращение потерянной части души. Возвращение целостности и жизненной энергии.

3. Профессиональный разбор практической работы с травмами развития и ПТСР.

Супервизия. Профессиональный разбор практической работы. Ресурс-ориентированный подход к супервизии. Понятие и принципы «Обратной связи 721» (Э.Минделл). Представление работы/случая на супервизию: формирование запроса, полнота и достаточность информации, конфиденциальность. Работа в центре. Полный процесс-анализ терапевтической сессии.

 

Что участники получат в результате прохождения программы:

В работе с ПТСР

 познакомятся с различными теоретическими моделями и подходами к изучению посттравматического стрессового расстройства;

 изучат теоретические основы соматической терапии травмы, включающие механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный), факторы, влияющие на образование психической травмы, связь шоковой травмы и травмы развития, диагностические критерии травматической активации и дезактивации при работе с травмой,

 изучат теоретические основы психотравматологии Готфрида Фишера применительно к работе с шоковыми травмами на этапе стабилизации

 изучат принципы и отточат на практике навыки практической работы, включающие работу с системой целостного ресурсного опыта, заземлением, центрированием, опорами, границами, созданием/восстановлением безопасности и возможности контейнирования сильных эмоциональных переживаний, работу с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, и познакомятся с особенностями этого опыта при психической травме.

В работе с травмами развития

 познакомятся с бодинамическим подходом к травмам развития, описывающим формирование различных структур характера под влиянием детско-родительских отношений в различные возрастные периоды;  освоят построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психодинамической парадигмы и психотравматологии Готфрида Фишера.

 изучат техники и особенности практической работы с различными видами травм развития.

В работе с эмоциональными травмами

 получат навыки работы, направленные на восстановление целостности личности и возвращение жизненной энергии.

 Теоретические основы

В данном курсе предлагается интегративный подход, гармонично сочетающий преимущества различных методов психотерапии в работе с пост-травматическим стрессовым расстройством, эмоциональными травмами, а также травмами развития, связанными с детско-родительскими отношениями. 

Теоретическую основу курса составляют:

 Методы телесно-ориентированной психотерапии в работе с границами, опорами, заземлением, дыханием, центрированием.

 Методы бодимайн гештальт терапии в работе с телесными паттернами.

 Соматическая терапия травмы Питера Левина, основанная на работе с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, а также завершении прерванных реакций мобилизации (бегства, борьбы), и не разряженной энергии реакции иммобилизации (замирания).

 Процессуально-ориентированный подход Арнольда Минделла, основанный на юнгианской аналитической концепции психодинамического развития.

 Бодинамический анализ Лизбет Марчер, основанный на формировании различных структур характера в различные возрастные периоды под влиянием детско-родительских отношений (взгляд с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга).

 Немецкая школа сихотравматологии Готфрида Фишера. 

Применение Теоретическая и практическая подготовка позволит успешно работать в разных областях психологической практики и эффективно использовать данный подход в консультативной и психотерапевтической деятельности. Предлагаемые в данной программе техники работы с психической травмой расширяют возможности работы психолога в любом методе и обеспечивают надёжную базу для дальнейшей эффективной и безопасной практической работы. 

Формы работы Теоретическая часть занятий представлена в виде небольших лекций, включающих множество примеров из практической деятельности и большое количество хорошо структурированного раздаточного материала. Практическая часть занятий включает демонстрационные сессии с полным профессиональным разбором, упражнения в парах и тройках для отработки навыков практической работы, работу в малых группах, работу в центре под супервизию, самостоятельную работу по изучению литературы.

Интересного Вам обучения! 

Записаться:  через форму на сайте или по эл. почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript     

Оплата подтверждает согласие с условиями  оферты.
Оплата курса.

 



 
Free live stats and visitor counter and conversion tracking for Joomla, Wordpress, Drupal, Magento and Prestashop © 2010  "Объединенный психологический центр"   Дизайн: www.7stupenek.com